История костюма в Германии
В древние времена одежда предназначалась только для согревания человека. Первые германцы надевали на себя шкуры животных и кафтаны, сделанные из меха. Затем этническая одежда была дополнена элементами: это пряжки для скалывания плаща и др. Женщины носили рубашки без рукавов из простого домотканого полотна с красными полосами, а сверху также надевали шкуры животных, позднее — плащи с капюшонами. Ткани изготавливались из шерсти и льна, причем лен шел в основном на женские рубашки.
Затем Германия несколько веков находилась под влиянием Римской империи, и одежда ее, хотя и не сразу, но прижилась у немцев. Эпоха Реформации 16 века оказала сильное влияние не только на искусство и религию, но и совершила переворот в истории немецкого костюма. Ранние формы одежды в 16-17 вв. стали основой, позволившей создать в будущем немецкий традиционный костюм.
Одежда постепенно приобретает европейский вид, однако, благодаря существованию множества княжеств на территории Германии, костюм также становится разнообразнее, указывая своим внешним видом на местные обычаи, сословия и профессии.
Пончо — традиционный мексиканский стиль
Пончо — это первое, что приходит в голову при упоминании о мексиканской одежде. Этот предмет представляет собой цветную накидку, состоящую из прямоугольного куска ткани с отверстием посередине. Эта одежда была распространена в быту мексиканских индейцев, в племенах инков и мапуче. Орнаменты и цвета пончо могли рассказать о социальном статусе владельца, его племенной принадлежности и даже составе семьи. Также на ткани часто размещали обереги от сглаза и проклятья. Изготовление самых лучших тканей было уделом мужчин-ткачей, в то время как более грубую, повседневную одежду ткали женщины. В Мексике пончо носят с длинными белыми рубашками и белыми брюками.
В Европе эта одежда стала популярной с середины 20 века. Сначала яркие накидки стали принадлежностью хиппи, а позже проникли и на подиумы модных столиц. Пик популярности традиционной мексиканской одежды пришелся на 70-е годы прошлого века. Пончо вернулись в моду в начале нулевых, но и сейчас эта одежда периодически появляются в коллекциях модных дизайнеров. Современные пончо имеют массу разновидностей — они могут шиться из шерсти и более тонких тканей, иметь кисти и пояса, доходить до пояса или до колена.
Определение костюма
Костюм — это сочетание нескольких компонентов одежды и дополнительных элементов, которые выполнены в едином стиле. История костюма на территории Германии всегда служила отражением дифференциации самого общества. Разнообразные государственные, княжеские и городские законы указывали для разных сословий свой вид костюма.
Существовали запреты на яркие цвета одежды: простые немцы могли носить только серую или коричневую. Особо тяжелым для простых людей был указ о запрете ношения изделий, изготовленных своими руками. Например, мастерицы по работе с кружевами не могли их даже надеть. И только после отмены этих ограничений в начале 18 в. немецкий народный костюм получил возможность свободного развития.
На внешний вид костюма оказывали влияние география местности, мода и принадлежность к определенному классу. Только богатые господа могли надевать дорогие меха и украшения.
Немецкий национальный костюм: описание
Традиционный костюм в Германии формировался постепенно, в течение 16-17 вв., используя в основе средневековые одежды и влияние городской моды. Разные районы Германии имели различные тенденции в национальном костюме. По костюму можно было определить семейное положение (девушка, замужняя, вдова), общественный статус, профессию и место проживания.
Костюм в Германии подразделялся на 2 вида: трахтен (женский и мужской) и дирндль (только женский). Название дирндль произошло от немецкого наименования женской прислуги и исторически связано с одеждой альпийских крестьянок.
Название трахт обозначает традиционный костюм на территории Германии, Австрии и Лихтенштейна. Основой его являются льняные ткани с большим количеством вышивки, в некоторых областях его украшают бисером, что является признаком богатства обладательницы. В старину трахтен входил в приданое немецких невест, иногда его надевали на свадьбу. Одна из его отличительных деталей — широкий белый фартук и большие бусины на груди в женском костюме.
Женская одежда
Великороссияне разных губерний. 1862
Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века. Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные
. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными . Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.
Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).
Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:
- Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
- Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
- Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
- Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
- Приволока — безрукавная накидка.
- Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
- Летник — старинная верхняя женская одежда.
Верхняя одежда
Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.
Знатные женщины любили носить шубки
— женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.
Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай
.
Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.
Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.
Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.
Головные уборы
Основная статья: Русские народные головные уборы
Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники
или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.
Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:
- Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
- Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
- Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
- Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
- С. Соломко
. Сорока
- Сорока. Белгородская область
- К. Маковский
. Кичка
- Кичка. Калужская губерния
- Кичка. Тверская губерния
- Рогатая кичка. Рязанская губерния
- М. Нестеров
. Кокошник
- К. Маковский
. Кокошник
- В. Суриков
. Кокошник
- Кокошник. Белгородская область
- В. Суриков
. Убрус
- Повойник (очипок). Курская губерния
- Повойник (очипок). Курская губерния
- Повойник (очипок). Воронежская губерния
Особенности костюма: ткани, вышивка
Ткани для костюма выбирались в зависимости от географического местоположения немецкого региона. Так, в теплых областях использовали лен, в горных регионах — толстое сукно из шерсти (лодена). Цвета для повседневной одежды были серые или коричневые, в праздники надевали синюю или голубую.
Национальные немецкие костюмы зажиточных граждан были наряднее и ярче, украшались вышивкой, мехом. Цвета использовались зеленые и красные. В вышивке часто использовали геральдические знаки, растительные орнаменты и др.
Женский костюм
Немецкий национальный костюм (женский) дирндль состоял из таких основных элементов: корсаж и пышная рубашка (кофта), юбка с многочисленными сборками (до 200), которая шилась из толстой шерсти, подъюбник и фартук. В регионе Гессен носили сразу по несколько юбок различной длины, а в Баварии было принято носить платье. Длина юбки в различных регионах отличалась от самой длинной (до земли) — до середины икры.
Корсажи имели очень разную форму и цвет, в зависимости от местности. Самый широко используемый цвет — черный. Корсаж делался на китовом усе, украшался золотой и серебряной вышивкой и зашнуровывался лентами или цепочкой.
Фартук или передник был однотонный или полосатый, обязательно украшен вышивкой и кружевами. Материал передника: лен, шелк, хлопок. Фартук завязывался бантом, по месту расположения которого определяли положение женщины: посередине — вдова, слева — не замужем, справа — замужняя.
Для защиты от плохой погоды сверху надевали шерстяную шаль, а в начале 19 в. в моду вошли накидки с длинным рукавом в мелкие складочки. Еще одним национальным украшением были съемные воротники-пелерины. Большим разнообразием отличались головные уборы.
Цвета и орнамент
Мексиканский стиль яркой и солнечной страны не приемлет спокойных пастельных оттенков. Контрастные на первый взгляд цвета, желтый, зеленый, красный, оранжевый, синий, голубой, создают гармоничные сочетания в одежде.
Мексиканская одежда гармонично сочетает в себе яркие и, казалось бы, несочетаемые цвета
Этническая составляющая передается в динамике индейских мотивов. С древних времен люди украшали себя, свое жилище природными красками, оберегая себя и близких от злых духов. Пестрому рисунку мексиканцы обязаны культуре майя и ацтекам. Традиционные узоры сводятся к изображению геометрических фигур: ромбы, квадраты, пирамиды, линии и другие.
Традиционные мексиканские узоры
Мексиканский стиль одежды знаменит изображением хризантем и черепов. Таковы национальные традиции и особое отношение к жизни и смерти у мексиканцев.
Еще одна заметная черта – кактусы, которые в изобилии произрастают на южноамериканском континенте. Их изображают на всех предметах одежды и быта.
Кактус изображен даже на флаге страны
Почтением и популярностью пользуется изображение Девы Марии. Мексиканское пончо или другой женский наряд богато украшают, расшивают бисером и камням, надевают только в праздник. Несмотря на древнейшую историю, мексиканский стиль не уходит с модных подиумов. Дизайнеры всего мира используют живые индейские мотивы для создания коллекций, умело сочетая фольклорные рисунки с современными принтами. Оригинальные платья из натуральной ткани актуальны и в повседневной жизни.
Ощущение карнавала, радости жизни – это все мексиканский стиль, экзотичный и натуральный, с большим количеством бахромы, кожи, замши и декором в .
Многие воспринимают свою национальную одежду чем-то устаревшим. Ее принято носить лишь участникам народных ансамблей на выступлениях или одевать на особые праздники и народные гулянья. Сегодня мало у кого в гардеробе найдется хотя бы один элемент национального костюма. Но этого нельзя сказать о традиционных нарядах жителей Мексики. Мексиканская одежда по-прежнему в тренде. Красивая, яркая, удобная и модная – она завоевала сердца как мужчин, так и женщин. В чем же особенности национального костюма мексиканцев? Давайте узнаем.
Мексиканский национальный костюм – это смешение нескольких эпох и культур, столь непохожих друг на друга. Чтобы понять, как появилась такая одежда, давайте кратко вспомним бурную историю Мексики.
В доколумбовые времена территорию Мексиканских штатов населяли различные племена индейцев: сапотеков, ацтеков, майя и других. Затем в начале 1500-х годов они были покорены испанцами. За последующие сотни лет культуры этих народов тесно переплелись друг с другом. В итоге, мексиканский стиль в одежде сочетает в себе особенности как индейского, так и испанского костюма. К тому же с течением времени в него были привнесены некоторые изменения.
Индейцы майя носили непривычную для европейцев одежду. Это были украшенные яркими перьями повязки на бедрах и вышитые разноцветным орнаментом накидки. Лишь представители богатых сословий могли позволить себе длинные туники с подобием юбок поверх них. Простые индейцы, как мужчины, так и женщины довольствовались набедренными повязками. К тому же в индейской культуре не считалось неприличным, когда женщины обнажали бюст. Прибывшие на американский материк, католические миссионеры долго боролись с тем, чтоб искоренить у индейцев такие традиции в одежде.
Но, кроме повязок на бедрах, у женщин майя были и длинные платья. Их, а также мужские накидки и туники, было принято украшать особой вышивкой. При чем узору вышивки придавалось большое значение: считалось, что он способен оградить носящего одежду от влияния темных сил. Современный мексиканский костюм также украшают вышитыми орнаментами, позаимствованными у майя. Но, конечно, большинство мексиканцев не верят, что геометрические фигуры на ткани обладают какой-то сверхъестественной силой.
Племя ацтеков имело свой неповторимый стиль в одежде. Мужчины носили разноцветные плащи и повязки на бедрах, на ноги одевали кожаные сандалии. Вышивка тоже была неотъемлемым элементом украшения. При чем орнаменты и рисунки отличались от майянских. Это были не только геометрические фигуры, но и изображения кактусов, цветов, змей и т.п.
Женщины у ацтеков одевались в юбки различной длины, в основном длинные. Жены и дочери знатных индейцев наряжались в блузы тонкой работы, которые по горловине вышивались красочным орнаментом. Такие традиции сохранились и до наших дней. Мексиканский национальный костюм (женский) – это вышитые блузы из натуральных тканей и длинные юбки.
Испанцы, которые поселились в Мексике после ее захвата Эрнаном Кортесом, привезли свою «моду» на континент. Их традиционная одежда у мужчин – узкие брюки, рубашки с длинным рукавом, высокие кожаные сапоги и широкополые шляпы. Испанские женщины носили длинные, многослойные юбки с блузками, цветные платья и сарафаны.
Национальный костюм Мексики уже немыслим без шляпы сомбреро. Интересно, что этот колоритный элемент одежды был завезен в Мексиканские штаты испанцами. Здесь его немного видоизменили: расширили и закруглили поля, а тулью чуть заострили кверху.
А вот полюбившееся многим пончо – это наследие, доставшееся мексиканцам от коренного, индейского населения. Невозможно точно установить, кто и когда придумал такую удобную накидку. Очевидно, что это произошло задолго до того, как европейцы впервые появились на американском континенте. Испанцы по достоинству оценили преимущества простого в использовании пончо и с удовольствием стали носить его.
Как можно безошибочно определить мексиканский стиль в одежде? Это может быть либо какой-то конкретный элемент гардероба, которым славится мексиканский народный костюм. Либо украшенные в лучших традициях солнечной Мексики привычные для нас вещи.
Для начала давайте рассмотрим традиционные мексиканские цвета, орнаменты и узоры. Издавна жители Мексики предпочитали яркие, насыщенные цвета в одежде. При чем им удавалось искусно сочетать, казалось бы, несочетаемые цветовые гаммы. А тканые или вышитые геометрические орнаменты или цветочные узоры также укажут на принадлежность одежды мексиканскому стилю. Особенно колоритно смотрятся традиционные узоры на черном фоне платья или блузы. В качестве узоров могут быть кактусы (на флаге Мексики тоже изображен кактус), хризантемы, змеи или даже черепа. Отделка бахромой, замшей, бисером, монетами или серебряными украшениями также применяется в одежде мексиканского стиля.
Истинный мексиканский стиль в одежде подчеркнет знаменитое . Благодаря своей простоте, удобству и отличному виду оно завоевало сердца многих. И это не обязательно должен быть разноцветный, полосатый вариант. Мексиканское пончо может быть любых расцветок, прямоугольной или овальной формы, отделано бахромой, кисточками или помпонами. Пончо шьют из натуральных и синтетических тканей, кожи, замши, а также его ткут или вяжут из шерсти. Разнообразию моделей пончо нет предела. Можно всегда подобрать вариант, который подчеркнет ваши достоинства и оригинальность.
Отдельно стоит упомянуть . Эта широкополая шляпа у многих ассоциируется с Мексикой и ее культурой. И это действительно так. Когда-то сомбреро было излюбленным головным убором мексиканцев. И хотя сейчас его потеснили более удобные в носке панамы, сомбреро остается неизменным атрибутом национального костюма. Сомбреро может быть изготовлено из соломы, тростниковых полос, шерсти, бархата и синтетических материалов. Оно украшается лентами, вышитой тесьмой, различными узорами и бусинами. В сомбреро можно не только пойти на вечеринку в мексиканском стиле, но и защититься от палящих лучей солнца где-нибудь на пляже. К тому же современные модельеры создают потрясающие модели сомбреро, которые отлично сочетаются с летними сарафанами, платьями и даже пальто.
Стильной мексиканской обувью считаются индейские мокасины, сандалии с орнаментом, а также мужские высокие сапоги с каблуками. Мексиканские наездники добавили к сапогам каблуки, чтоб ноги не выскальзывали из стремян. Часто носок у таких сапог сильно заострен, что придает им особый ковбойский шик.
Мексиканская одежда для мужчин
Традиционной мужской одеждой у мексиканцев считаются узкие черные брюки с широким поясом, белая рубаха с длинными рукавами, короткая черная куртка и непременно яркий (желательно, красный) шейный платок. Ну и, конечно, сомбреро. Сомбреро может быть разных цветов, даже черного с яркой отделкой.
Мексиканские ковбои чарро носили одежду и светлых оттенков. Например, особым шиком считался наряд, состоящий из белой рубашки, светлых брюк и куртки и белого сомбреро из конского волоса или заячьей шерсти. Брюки могли быть короткими с поддетыми под них узкими кальсонами. Также брюки и куртка украшались нарядной вышивкой и лампасами.
Яркие краски, летящие натуральные ткани, оригинальная вышивка – вот чем отличается любой мексиканский костюм. Женский наряд мексиканок воплотил в себе все самое лучшее. Расшитые узорами белые блузки, пышные, длинные юбки с воланами, платья в пол с цветочным принтом – такие элементы одежды смотрятся по-особенному женственно. Женские пончо могут заменить и платье, и пальто. Вариантов множество и они всегда в моде. К стильным аксессуарам можно отнести яркие шейные платки, широкополые шляпы, сумочки с бахромой.
Мексиканские размеры одежды
Стоит отметить, что мексиканские размеры одежды обычно указаны латинскими буквами, например, XS, S, M, L, XL, XXL и т.п. Чтоб точно выбрать одежду по своему размеру, конечно, лучше всего примерить ее. Но если вы выбираете одежду в подарок, то было бы неплохо посмотреть соответствие мексиканских размеров принятым в СНГ в интернете. При чем у различных брендов размеры могут отличаться. Поэтому наберите в поисковике название фирмы изготовителя.
Женские головные уборы
Немецкие женщины и мужчины считали недопустимым ходить без головного убора, исключение составляли только молодые незамужние девушки. Немецкая этническая одежда всегда включала платки, соломенные шляпки, чепцы.
Крестьянки надевали платки, которые были необходимы при работе в поле и дома, в зимнее время сверху надевали меховую шапку или нарядную шляпку. В деревнях также главным предметом женского костюма считался чепец на голову, украшенный лентами, искусственными цветами, кружевами.
В Швабии в традиционный женский костюм входила соломенная шляпа «болленхут», на которой сверху были пришиты красные шерстяные помпоны. Такой яркое украшение разрешалось носить девочкам, начиная с 14 лет. Для взрослой женщины помпоны делались черные.
Соломенные шляпы с различными подобными украшениями были в ходу и в других регионах Германии, но носить их могли только незамужние женщины, после замужества — только черный чепец.
В другом регионе были в моде «золотые чепчики», в которых перед был украшен черными прозрачными лентами, уложенными особым образом.
Гуарачи — мексиканские сандалии
Например, в штате Чьяпас местные жительницы носят богато вышитые платья. Здесь мексиканский стиль проявляется в создании узоров на черном тюле. Мастерицы вышивают шелковыми нитками как вручную, так и машинным способом. Горловина верхней части наряда идентична с рисунком на подоле. Костюм дополняют лентами, живыми цветами, ювелирными изделиями или бижутерией. Одежда мексиканцев всегда изготавливалась из натуральных волокон, обязательно это был хлопок и кора агавы, применялись природные красители.
Мужской немецкий костюм
Национальные немецкие костюмы для мужчин включали рубашку, сшитую из двух полотнищ со вставками для рукавов, и недлинные кожаные штаны (ледерхозен). Длина штанов могла различаться: ¾, ниже колена или выше. Обязательно присутствовал карман для охотничьего ножа, закрывающийся на клапан. К штанам полагались подтяжки или лямки с перемычкой, украшенной вышивкой, иногда ремень. Самый часто используемый мотив для вышивки — эдельвейс. Штаны имеют спереди клапан, украшенный вышивкой, который застегивается на пуговицы. Внизу они затягиваются на шнурках с кисточками.
Короткими мужские штаны в Германии были не всегда. Так, в 19 в. приобрели популярность привезенные из Парижа длинные брюки, сшитые из двух штанин, скрепленных вместе. К жилету они пристегивались специальными крючками.
Немецкие мужские костюмы также дополнялись жилетом, надеваемым на рубашку, а сверху — двубортным сюртуком (лоденом). Причем женатые мужчины должны были носить только длинные черные сюртуки, а молодые — разных цветов и более короткие.
Еще один элемент — галстук в виде длинной ленты. Обязательно на голове присутствовала шляпа, узкие поля которой украшались перьями и щетками из волоса.
На ноги мужчины надевали высокие гетры или чулки (леферль), а также кожаные ботинки на толстой подошве. Современные леферли стали гольфами, сделанными из тонкой шерсти.
Мужская одежда
В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху
— она всегда была шелковой.
Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка
.
Зепь — вид кармана.
Штаны. Гачи. Порты.
Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник
— сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.
Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом[4].
Верхняя одежда
Зипун. Вид спереди и сзади Порты. Вид спереди и сзади И. Ф. Хруцкий . Портрет мальчика. 1834 А. Г. Венецианов . Захарка. 1825
Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.
Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.
Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка (свита). Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.
- Кожух — зимний кафтан.
- Терлик
- Сермяга
- Вотола
- Корзно — парадный плащ.
- Бекеша — меховая одежда, урезанная в талии
Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава, и внакидку.
На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами. Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь»), и внакидку.
Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.
Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.
Существовало несколько типов шуб: турецкие шубы, польские шубы, наиболее распространенными были русские и турские.
Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые.
Турская шуба считалась чрезвычайно парадной. Носили её обычно внакидку. Она была длинной, со сравнительно короткими и широкими рукавами.
Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.
Головные уборы
На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.
Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.
Национальная обувь
Женская обувь в основном делалась из кожи, на низком каблуке или на платформе, застегивалась на пряжки. Она надевалась на вязаные чулки (чаще всего белые или синие). В южных областях с более теплым климатом крестьяне носили обувь из дерева и соломы.
Существовала также интересная разновидность немецкой обуви для крестьян, прообразом которой послужило копыто козла. Такие сабо с приподнятой открытой пяткой, с обрезанным краем вокруг лодыжки, имели носок по типу лодки. Они обеспечивали хорошую устойчивость при хождении по горным дорогам. В 19 в. ее прославили английские путешественники, которые делали восхождение на Альпы, а сейчас эта обувь стала классикой.
Национальный костюм Баварии
Национальный баварский костюм — один из самых интересных и популярных даже сейчас. За счет гармоничной цветовой гаммы, оптимального и модного фасона и удобства при ношении он завоевал любовь не только немцев. Такой костюм жители Баварии надевают и в наше время, и не только по праздникам, но и в будние дни.
Варианты костюма существуют различные: повседневный и праздничный, летний и зимний. Стоимость одного комплекта недешева — около 700 евро.
Самые широко используемые ткани — лен, шерсть и кожа. В таких костюмах материалы встречаются разных цветов: чаще всего синего, зеленого, красного и чисто национальных баварских цветов — белого и голубого.
В качестве основного атрибута в женский баварский костюм входит дирндль, включая белую блузку (в праздничном варианте рукава делаются шире), корсет на застежке или шнуровке, широкую сборчатую юбку и яркий фартук. В старину нормой длины юбки считалась «высота от земли пивной кружки» (27 см), сейчас она выбирается любая.
Женские аксессуары: платок, сумка, черные туфли с пряжкой, шляпка и украшения на шею. Зимний комплект пошит из более теплой шерстяной ткани и также включает расклешенное пальто, украшенное вышивкой.
Мужской баварский костюм (трахт) состоит из светлой рубашки, жилета или кафтана, узких штанов длиной до колена, чулок и ботинок с пряжкой; дополнением служит галстук-лента.
Детские костюмы
Детские национальные костюмы в Германии являются точной копией взрослых.
Немецкий национальный костюм для мальчика — белоснежная рубашка и укороченные бриджи из плотной ткани на подтяжках, жилет и башмаки. К нему также подойдет шляпа с пером.
Когда семья выходила на прогулку, то одежду взрослых и детей специально подбирали по цветовой гамме и схожести фасона. Немецкий национальный костюм для девочки почти в точности повторяет знаменитый дирндль: сарафан или жилет с юбкой, надетый на белую рубашку с кружевами. Сверху надевается яркий фартук.
Женская и мужская одежда
Говоря о Мексике, тут же возникает образ темпераментного мачо с усами, обязательно в сомбреро. Он сидит у кактуса в белоснежной рубашке и широких штанах. Дополняет картину цветное мексиканское пончо.
Стереотипный мексиканец
На самом деле это не так, мужчины в Мексике предпочитают костюм чарро, выполненный в сочетании черного и серебристого оттенков. Он включает в себя куртку, узкие брюки и широкополую шляпу. Ярким акцентом облика может стать шейный платок.
Костюм чарро Чарро является основной одеждой мексиканских музыкантов — мариачи
Типичный женский мексиканский наряд – длинное разноцветное платье с цветочным принтом или вышивкой. Иногда платье заменяет блузка и юбка из 12-ти клиньев в пол. Дополнение к костюму – платок красного цвета, изделия из серебра и красные или белые туфельки.
Немецкая национальная одежда и ее актуальность
Современная одежда выглядит не всегда индивидуально, поэтому этнические национальные костюмы или мотивы в современной одежде становятся популярными все больше. Старинные национальные немецкие костюмы отличаются самобытностью и высоким комфортом. В Германии их элементы и декор часто используются в коллекциях современных дизайнеров.