Впереди у нас много праздников, поэтому в запасе хочется иметь немало нарядных и торжественных образов. Лучше всего с этой задачей справятся вечерние платья, но они не единственные наряды на торжество. Смокинг уже давно перестал быть частью чисто мужского образа, модницы все чаще надевают женские смокинги на праздники, торжественные мероприятия и во время выхода на красную ковровую дорожку. Как выглядит современный смокинг
Пиджак с шалевым воротником (а иногда и обшлагами), выполненными из атласа или шелка. Пуговицы часто обтянуты той же тканью, что и лацканы.
История смокинга
Смокинг — загадочная вещь, о которой все слышали, но мало кто примерял и покупал. Это касается и мужского, и женского варианта. Начав путешествие по истории моды как домашний халат, он превратился в предмет одежды для торжественных вечерних выходов.
К XVII веку курение табака распространилось по Европе, но популярности достигло к середине XIX века после Крымской войны. На светских приемах курить при дамах считалось неприличным, поэтому мужчины уединялись в специально отведенные курительные комнаты. Там они переодевались в смокинги и надевали шапочки с кисточкой, чтобы запах дыма не впитывался в одежду и волосы. Кроме того, пепел с сигар не принято стряхивать, он должен опасть сам. По гладкой ткани он соскальзывал, не оставляя следов.
Первые смокинги имели много общего с халатами, и это было вполне оправдано, ведь в те времена не было другой удобной одежды типа домашних футболок и спортивных костюмов. Именно поэтому смокинги прижились, как удобный вариант пиджака, который можно было надеть утром и вечером на дружеский домашний прием или встречу в клубе.
Со временем смокинг претерпел множество изменений: укоротился до середины бедра, приобрел строгость силуэта и был ограничен в цветовом диапазоне до черного. Теперь это мужская вечерняя одежда для торжественных случаев, особенно при дресс-коде black tie.
Изначально смокинги носили настоящие мужчины, а девушкам удалось отвоевать эту вещь лишь в 1960 годах, когда Ив Сен-Лоран предложил женский смокинг. Некоторые особенно смелые и независимые женщины надевали смокинги ранее, поэтому женский вариант был отличительным признаком смелых и даже дерзких девушек. Несмотря на это, смокинг до сего дня сохранил свою элитарность и не собирается ее терять.
Посему, женский смокинг – прекрасная альтернатива вечернему платью на торжественные мероприятия, Новый год и другие праздники.
Марлен Дитрих, 1930-е
Несравненная Марлен Дитрих навсегда расширила определение женственности, доказав, что, чтобы чувствовать себя женщиной, совершенно не обязательно быть усыпанной жемчугом. Она заявила о себе как о Famme Fatale, появившись в свет в смокинге и цилиндре.
В своем первом американском фильме «Морокко» (1930) Марлен играла певицу кабаре, которая выходила на сцену в смокинге и бабочке. Эта сцена начала целое движение, обращающее женщин к мужскому костюму. Несмотря на то, что штаны довольно скоро вошли в женскую моду в последствии, смокинг был скандальным явлением для 30-х годов. Марлен Дитрих стремилась расширить границы женского образа на экране. В исполнении Марлен — женщина, одевающаяся в смокинг, выглядела совершенно естественно. Она не пыталась бороться с мужчинами, наоборот, показала, что желание женщин носить мужскую одежду — это совершенно нормально. В свою очередь Дитрих всегда оставалась одной из самых сексуальных и интригующих женщин, появляясь и в исключительно женских образах.
Дитрих доказала всем, что женщине не нужна помощь сильного пола, чтобы оставаться той, кем она является.
С чем сочетать
В современных моделях женских смокингов почти ничего не осталось от мужского варианта. Женские модели кроятся по-другому, и у них совершенно иной силуэт. Вариаций женского смокинга огромное количество, он может быть как свободного покроя, так и зауженным, минималистичным и простым или даже с меховыми элементами.
Сочетать женский смокинг лучше всего с брюками и парой дорогих туфель на высоком каблуке. Хотя современные модницы с удовольствием носят его не только с брюками, но и юбками, шортами, а также надевают под смокинг классическую белую водолазку. По длине определенных рекомендаций нет, главное, чтобы смокинг подходил вам по росту и фигуре.
Жозефина Бейкер, 1930-е
В отличии от Дитрих или Хепберн, Жозефина Бейкер не была поклонницей мужской одежды. Она прослыла воплощением гламура: шелковые платья, бриллианты, провоцирующие открытые наряды. Однако, сексуальные движения на сцене и едва скрывающие сокровенное платья, не помешали Бейкер однажды выйти в свет в смокинге и мужской шляпе, соединяя в себе как женский, так и мужской образ.
Что мог символизировать наряд Бейкер? Конечно, это мог быть просто костюм для выхода в свет, а, может, важное сообщение. «Вашингтон Пост» объясняли такое явление, как гендерные стереотипы, следующим образом:
Гендерные стереотипы помогают нам ориентироваться в этом мире. Они направляют нас на правильное понимание отношений и иерархий.
Бейкер могла бы просто остаться первой темнокожей актрисой, покорившей Париж, но выход в смокинге помог ей подчеркнуть вклад в разрушение стереотипов о расовом и классовом неравноправии.
Ив Сен-Лоран и его смокинг, 1960-е
1960-е — это период сексуальной революции (противозачаточные таблетки и мини-юбки) и второй волны феминизма. Новое поколение женщин нуждалось в одежде, которая подчеркнула бы их независимость. Как раз в это время Ив Сен-Лоран выпустил свой Le Smoking.
В течение десятилетия, в котором носить штаны женщинам все еще считалось неестественным, костюм, выпущенный модным домом, был отожествлением новой ярости и свирепости. Женский смокинг изменил представление об одежде исключительно мужской, заставив женщин переосмыслить свое отношение к деликатности и субмиссивности. Актриса Виолетта Санчез призналась ВВС:
Это просто невероятно: женщины начали обладать чем-то, что всегда принадлежало мужчинам и это дало им такую свободу. Таких женщин больше нельзя считать хрупкими.
Но некоторые представители общества были не готовы к таким резким переменам. Однажды Нэн Кемпнер остановили на входе в ресторан La Côte Basque в Нью-Йорке из-за того, что была одета в смокинг. На ее возмущение менеджер заведения сказал, что ужинать в мужских штанах также неприемлемо для политики их ресторана, как если бы она была одета в халат. Но смокинг Ив Сен-Лорана заявлял о прежнем неуважении к женщинам, продвигая в высокую моду свою феминистскую политику. Le Smoking требовал равноправия: если мужчины могут носить это, почему не могут женщины? Иными словами, выход в свет первого женского смокинга внес своей вклад в изменения гендерных норм.
Первородный грех
«Думаю, с тех пор – как удивительно бы это ни звучало – в кино не было ничего более изысканно-сексуального», — такое мнение высказал американский драматург, постановщик и сценарист Артур Лорентс в документальном фильме «Целлулоидный шкаф» (1995). «Авторы фильма не пытались морочить зрителю голову: поцелуй должен был возбудить и мужчин, и женщин – это привлекает сразу всю аудиторию. И это правильно – в нем была особая свобода», — пояснил Лорентс.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Марлен Дитрих и в ранних фильмах выглядела сексуально, даже без смокинга
По словам писателя Квентина Криспа, чье интервью также фигурирует в документальной картине, «женоподобные персонажи в кино всегда выглядели комично, ведь ничего нет хуже, чем быть женщиной. Когда мужчина одевается, как женщина, зрители смеются. Когда женщина одевается, как мужчина, никто не смеется. Им просто кажется, что она прекрасно выглядит».
Даже в 1966 году, когда Сен-Лоран представил смокинг на одном из своих показов, идея женщины в смокинге – традиционно считавшемся элитой мужского формального костюма – задела многих. «Когда смокинг Ива Сен-Лорана впервые появился в коллекции высокой моды, это стало началом революции. Предмет мужского гардероба стал символом женской эмансипации», — говорится в пресс-релизе выставки «Yves Saint Laurent: смокинг навсегда», состоявшейся в 2005 году и посвященной бесчисленным версиям этого костюма, которые создавал дизайнер вплоть до ухода на пенсию в 2002 году – от парадного варианта до комбинезона-смокинга и накидки-болеро.
«Я не помню свой первый смокинг, но я точно знаю, что никогда ничего под них не надевала», — рассказала муза Сен-Лорана Бетти Катру тогдашнему редактору моды в издании International Herald Tribune Сьюзи Менкес на открытии выставки. «Особенность смокинга в том, что он одновременно и мужественный, и женственный», — промурлыкала Катрин Денев. Сам жеСен-Лоран вспомнил, как он сопровождал в парижскую оперу французскую поп-звезду Франсуазу Арди, одетую в один из его костюмов: «Люди кричали и возмущались. Мы вызвали негодование».
В интервью Би-би-си Виолета Санчес поясняет, что в то время представителям консервативных буржуазных кругов было непривычно видеть, как женщина «вторгается на территорию мужского платья и таким образом обретает свободу. Это позволило ей стать менее уязвимой».
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption На свадьбу Бьянка Джаггер надела белый смокинг на голое тело
Санчес может считаться экспертом в этой области, ведь она была музой покойного немецкого фотографа Гельмута Ньютона, увековечившего смокинг в своем творчестве (например, в культовой серии 1975 года, снятой для французской версии журнала Vogue на улице Обрио). «Он прекрасно понимал сущность смокинга и всю его противоречивость», — говорит Санчес, чье знакомство с Ньютоном состоялось примерно в 1980-м году. Актриса, не имевшая на тот момент каких-то особенных связей в модных кругах, надела на мероприятие смокинг, и к концу ужина очарованный Ньютон предложил ей позировать для него.
«В то время я была помешана на кино и особенно – на гардеробе Марлен Дитрих. Она одевалась как мужчина, что казалось мне одновременно изящным и сексуальным, а поскольку моя внешность была довольно андрогинной, такой вариант подходил и мне тоже», — рассказывает актриса, которая работала моделью на показах Сен-Лорана и участвовала в съемках Ньютона для этого модного дома.
Деловой стиль
Изысканный минимализм смокинга, скроенного строго по фигуре, предопределил появление нового делового костюма. Дайан Китон, Лайза Минелли, Шарлотта Рэмплинг, Лорен Бэколл и Фэй Данауэй – вот лишь несколько звезд, способствовавших формированию его легенды. «Это было радикальной переменой для работающих женщин, которые могли носить практичный и одновременно элегантный костюм», — вспоминает Бьянка Джаггер в статье Guardian, посвященной Сен-Лорану и опубликованной в конце 2008 года, спустя несколько месяцев после смерти дизайнера. Белый брючный костюм Saint Laurent стал элементом образа Джаггер, а на свою свадьбу с Миком Джаггером в 1971 году она надела юбку и кремовый пиджак-смокинг от Saint Laurent на голое тело.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Ив Сен-Лоран, отец первого брючного костюма для женщин
«Чтобы понять масштабы его влияния, просто посмотрите на женщин, одетых в брючные костюмы, вдохновением для которых послужили классические модели Сен-Лорана – от Хиллари Клинтон до [бывшего] министра юстиции Франции Рашиды Дати, — поясняет Бьянка Джаггер. — Возможность носить брючные костюмы сделала меня раскрепощеннее, ведь это так упрощает жизнь».
Среди современных сторонниц смокинга, вносящих оживление в море традиционных «русалочьих» платьев, можно назвать Энн Хатауэй, Эллен Дедженерес, Дженнифер Лоуренс, Эллен Пейдж, Эмму Уотсон и Ким Кардашьян.
«Если его носят Кейт Мосс и Анджелина Джоли, новое поколение тоже поддастся этой моде», — уверена Виолета Санчес, чья непреходящая любовь к смокингам, похоже, передается по наследству. 15-летнюю дочь Санчес по имени Лус, нередко позирующую вместе с матерью для модных журналов, попросили поработать моделью на показе осенне-зимней коллекции 2014 года парижской марки Atelier Pallas, специализирующейся на индивидуальном пошиве смокингов, а также платьев и пиджаков с силуэтом смокинга.
Правообладатель иллюстрации Getty Image caption Марлен Дитрих невозможно представить себе без смокинга — такой ее и слепили в Музее мадам Тюссо
Санчес остается убежденной поклонницей этого предмета гардероба, оказавшего большое влияние на ее жизнь. «Смокинг – это смокинг: если он тебе подходит, проблема решена. Тебе не нужен миллион платьев, чтобы выбирать из них. Кроме того, ты же не мясо продаешь – ты продаешь индивидуальность и харизму. Сейчас это особенно актуально, ведь все эти люди на красной дорожке, они как собака, которая гоняется за собственным хвостом. Они не знают, что им еще показать, какие цвета надеть, и в итоге, как правило, выглядят ужасно, — считает Санчес. — Если смокинг им хоть в чем-то поможет, почему бы и нет? С помощью смокинга можно многого добиться».
Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Culture.